ПОСЛЕВКУСИЕ ПОСТМОДЕРНА.
ЭТО — КАК ПОСМОТРЕТЬ.
Почти все в жизни зависит от точки зрения — с этим открытием XX века не поспоришь. Объективной истины в искусстве не существует: все, что может сделать литература, — продемонстрировать и объяснить угол зрения.
Ярче всего разница отношения, с которым подступаются к действительности разные художественные системы, видна в изображении основополагающих понятий человеческого бытия: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть.
Романтики первыми показали эти сугубо человеческие феномены через призму человеческой души: трагические разломы между полюсами проходят не где-то на небесах, а прямо в личности. Реалисты скрупулезно исследовали: откуда, как, почему и что переплавляется в характере героя в добро или зло, откуда вырастает любовь и как воспитывается ненависть. Модернисты открыли: не всякий раз, когда мы хотим сознательно воздействовать на действительность, открывая дорогу добру или искореняя зло, мы в состоянии управлять миром, действительностью и даже собой — большинство мировоззренческих констант никак не зависят от человеческой воли и желаний. Постмодернисты посмеялись над всем.
Умирающий герой романтической поэмы — всегда вызывает горячее читательское сочувствие и глубокое писательское сожаление. Умирающий герой реалистического романа — рождает новые онтологические открытия в вопросах смысла жизни и осознанности бытия. Умирающий персонаж модернистских фантасмагорий — еще одно подтверждение стихийной, не управляемой природы враждебной действительности. Как бы то ни было, смерть — это событие нерядовое, достойное самого пристального внимания и изучения. Постмодернисту же смерть попросту смешна — чья бы она ни была. Это может быть смех скептический, саркастический, циничный, или — в случае с великими европейскими гуманистами, начинавшими постмодерн как глобальный содержательный эксперимент — профессиональный, хирургический, но никогда смерть или жизнь, предательство или любовь не вызовут у писателя-постмодерниста священного трепета.
Потому что все на земле существует лишь постольку, поскольку кто-то на это смотрит под каким-то определенным углом зрения.