Русская земля в «Слове о полку Игореве».
«Слово» описывает события похода князя Игоря на Половецкую землю в 1185 г. Это было смутное время феодальной раздробленности, внутренних раздоров (князья враждовали друг с другом), кровопролитных сражений с внешними врагами.
На юге, на территории русских земель, Киевской Руси постоянно угрожали половцы, кочевые воинственные племена. Автор «Слова о полку Игореве» прекрасно знал историю своей многострадальной родины. Это произведение не только о неудавшегося походе на половцев князя Игоря, Святослава Олеговича и младших княжичей. Это произведение о Руси XII в., об одном из очень важных исторических моментов, переживаемых автором и его современниками.
Русская земля богата и благодатна. Главные ценности её — прежде всего люди, те, которыми автор восхищается и которые создают славную историю будущего Русского государства. Яркие личности.
Вместе с тем это и близкие Игорю люди, его родные и друзья, его соратники по боевым делам. Автор описывает дружинников князя курского Всеволода, которые «под трубами взлелеяны», «с конца копья вскормлены», которые идут «путями незнаемыми», ища себе чести, а князю славы.
Автор также рисует образы нежных и любящих жён князей Игоря и Всеволода, княгинь Ярославны и Глебовны.
С именем своей жены на устах идёт в битву Всеволод, храбрец, «буй-тур»; ему дороги её «свычаи и обычаи» (её привязанности и привычки). А когда Игорь попадает в плен, когда убиты сотни русских дружинников на бранном поле, то вся земля русская стонет и рыдает от понесённых потерь. «Дева-обида» расплескала, словно белая лебедь крылья, горечь и слёзы по русской земле. И в первую очередь оплакивают своих близких их жёны, дочери и невесты, называя их «ладами» («милыми»).
А Игорь, взятый в плен половцами, вызволен не только Овлуром. Плач жены Игоря Ярославны «на забрале», городской стене в Новгороде, звучит так жалобно и призывно. Именно этот плач, мольба, помогли Игорю найти силы для побега. Ярославна называет Игоря «милым мужем», умоляет силы природы: солнце, ветер и Днепр — помочь ему.
Суровы и мужественны русские князья Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович, а также молодое поколение — княжичи, сын и племянник. Это настоящие воины, «четыре солнца», люди, которые берут на себя ответственность и за свои судьбы, и за судьбы своих воинов-дружинников, и за судьбы оставшихся дома близких людей.
Но их торопливость, их честолюбие послужили причиной неудачи в походе. Игорь и Всеволод намерены и славу прежних походов себе присвоить, и новую славу только себе приписать.
Действительно, феодальная раздробленность, эгоизм и несогласованные действия князей, бесконечные военные конфликты становились причинами разорения Руси.
От разобщённости князей гибнет русская земля. Эта идея просматривается в «золотом слове» (монологе) князя Святослава. Именно киевский князь Святослав, сильный, мудрый, волевой, упрекает своих младших сподвижников в том, что они своими раздорами разорили Русь.
Когда же Игорь освобождается из плена, Русь ликует, все люди славят князя, видя в нём надежду на возрождение Руси.
Образ Русской земли как родового гнезда, дорогого для героев домашнего очага, часто встречается в повествовании.
Когда дружина Игоря всё более удаляется от дома, печали воинов нет границ. «О русская земля, ты уже за холмом!» В этих словах — чувства князя и его дружинников, оставляющих родной дом для поисков чести и славы.
Природа — очень яркий и выразительный образ в повести. Она, живая, вместе с героями повести печалится и радуется, она их союзник. Именно природа предупреждает Игоря об опасности (затмение солнца); бескрайние степи впитали в себя кровь павших русских воинов, а ветер высушил их кости. Опустившаяся на землю ночь помогает Игорю бежать из плена.
По пути домой необозримые зелёные степи, шумные дубравы, прозрачные реки сопутствуют герою, делают его возвращение счастливым.
«Слово» заканчивается настоящим гимном, здравицей в честь князя Игоря и всей Русской земли.