СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на традиционном уроке

Организация деятельности на традиционном уроке

Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности учащихся на уроке? Почему именно схемы?

Требования относительно того, что учитель должен сооб­щать учащимся о том, что будет происходить на уроке, выдви­гались всегда. Однако традиционный подход к уроку, когда од­новременно все ученики делают одно и то же, лишает смысла изложение плана детям: что скажет учитель, то и будут делать учащиеся.

Конечно, во время посещения урока заместителем директора указанное требование обычно выполняется, но формально: на дос­ке размещается план и зачитывается детям.

Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Обобщение изученного.
  3. Работа в группах.
  4. Выполнение заданий по тесту.
  5. Подведение итогов.

Этот план не дает учащимся достаточной информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъек­там, например, объяснять новый материал, видимо, будет учи­тель, а что при этом должны будут делать учащиеся – непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученно­го») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, про­изошло ли обобщение?

Другие планы к деятельности на уроке вообще не имеют от­ношения и являются планом объяснения нового материала.

Примером такого плана может служить план учебного заня­тия по истории в 9 классе на тему «Духовная жизнь».

  1. Главная задача в области культуры.
  2. Отношение интеллигенции к революции и новой власти.
  3. Большевики и церковь.
  4. Новое искусство.

Такой план является важным с точки зрения понимания ло­гики темы. Однако то, что будет происходить на уроке, что тре­буется от учащихся в части самостоятельных действий, из тако­го плана понять невозможно.

Часто в планах смешивают то, что относится к теме, и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к дея­тельности учащихся на уроке, необходимо обозначить другими словами, например: «схема организации деятельности» или «оргдеятельностная схема».

С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения учащихся на уроке, очень важным

является то, что дети уже в начале занятия знают, кто и что в течение урока должен делать и какой результат получить. В чем же здесь отличие от происходящего на традиционном уроке?

Обычный урок устроен так, что все дети вместе с учителем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те учащиеся, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Ребенок уже может двигаться дальше, но по­скольку организационно его движение не обеспечено, то есть школьник не знает, что конкретно должен делать дальше, то он вынужден ждать. В то же время дети, которые при общем за­вершении этапа в чем-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.

Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах учебного занятия, необходимо уже в его начале разъяснить учащимся всю логику продвижения вперед и обеспечить это организационно.

Например, планируя урок изучения новой темы, учитель предполагает, что дети изучат ее самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, инди­видуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуж­дение. Для данной ситуации с большинстве случаев план выгля­дит примерно следующим образом:

  1. Работа в группе.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Работа в группе.
  4. Фронтальная работа.

Из плана можно понять смену типов работ, однако, что кон­кретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу работ, не совсем ясно.

Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде работ продукта) является уже более понятным.

  1. Сообщение задания учителем.
  2. Работа в группе по изучению новой темы.
  3. Работа в группе по проверке собственного понимания.
  4. Индивидуальная работа по выявлению непонятного – от­веты на вопросы.
  5. Работа в группе – применение знаний.
  6. Общая (фронтальная) работа по подведению итогов.

Необходимо учесть, что когда учитель пытается написанное

словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтенные места и вынуждает их уточнять.