СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ
Часто учащимся бывает трудно понять и усвоить тему учебного курса из-за высокого уровня абстракции, обобщенности понятий, громоздкости материала. Во избежание подобной ситуации используется схематизация. При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершенные части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объему учебный материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом*.
Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом ребенка, а так как схемы отражают сущность понятий и явлений, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.
Однако схема как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний – важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы. Рассмотрим это на примере схемы трехслойного строения мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, переоформленной Ю. В. Громыко в учебном пособии «Метапредмет “Знак”». В схеме средний уровень – мыслекоммуникация, верхний уровень – мышление, нижний уровень – мыследействование).
На этапе объяснения нового материала учитель демонстрирует заранее составленную схему, которая отображает абстрактное понятие в виде объекта, называет его и с опорой на схему объясняет сущность понятия.
В этот момент в слое мыслекоммуникации происходит слуховое и визуальное восприятие информации. Далее в слое мышления идет «проработка той графической картинки, с помощью которой фиксируется первоначально возникший мыслительный образ», возникают ассоциативные связи, основанные на действии распознавания и учащийся задумывается: что бы это значило? Происходит прорисовка смыслового образа и анализ того, что понятно, а что непонятно, – это мыследействование.
Затем, с поступлением следующей информации, ученик работает со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и существенное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется. Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причем сложившиеся до этого момента представления могут измениться.
Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.
В процессе понимания письменных текстов учащиеся работают не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, ученику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования*.
При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчлененное на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».
Учащийся, читая текст, «должен проделать обратную операцию – опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения. Таким образом, очевидно, что для более успешного действования ученика в условиях школьного обучения ему необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям».
В работе В. М. Колпакова и О. С. Анисимова «Метод понимания текстов» описывается, каким образом происходит понимание письменных текстов с использованием схематизации. Рассмотрим один из фрагментов этого метода.
Текст автора представлен несколькими смысловыми фрагментами (отрывками, смысловыми частями). При чтении первой смысловой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного – это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель еще раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.
Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идет либо подтверждение гипотезы, либо ее опровержение. В обоих случаях понимание подвергается коррекции. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется.
«Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упростить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем…».
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе понимания действует правило герменевтического круга: «для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого».