Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Konchalovsciy_siren_v_korzine

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) родил­ся на Украине, в городе Славянске Харьковской губер­нии (современная Донецкая область), в дворянской се­мье. Первые уроки живописи получил в рисовальной школе в Харькове. Впоследствии посещал вечерние занятия в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Учился и во Франции, в академии Р. Жюльена в Па­риже, а затем в Петербургской Академии художеств.

Кончаловский был одним из основателей творче­ского объединения «Бубновый валет», члены которого взяли за образец творчество французского художника-постимпрессиониста П. Сезанна, воспринимавшего живопись как средство познания мира. Также члены «Бубнового валета» тяготели к таким направлениям, как фовизм и кубизм. Основными характерными чер­тами этих направлений являются, соответственно, использование ярких красок, передача эмоций с по­мощью цвета, и эксперименты в изображении формы предметов. Кроме того, художники из «Бубнового валета» обращались к традициям русского народного творчества, в частности, лубочных картинок и народ­ной игрушки.

Немалое влияние на Кончаловского оказало и твор­чество его тестя, знаменитого русского живописца В. И. Сурикова. Известно также, что Кончаловский высоко ставил мнение своей супруги, Ольги Васильев­ны, и если дочь Сурикова не одобряла картину, её муж решительно переписывал работу.

На протяжении жизни художественные предпо­чтения Кончаловского не оставались неизменными. После революции 1917 г. художник отошёл от принци­пов «Бубнового валета», его манера живописи стала более реалистической. Однако цвет по-прежнему иг­рал важную роль в его картинах, именно с помощью цвета художник стремился передать ощущение радо­сти жизни.

Кончаловскому, по сравнению со многими други­ми людьми искусства того времени, посчастливилось сохранить относительную независимость, избежав острых конфликтов с властью и господствующей идео­логией. Он удостоился и высоких государственных наград (Сталинская премия, 1943), хотя отказался пи­сать портрет И. В. Сталина, обосновав это тем, что он реалист и не работает по фотографии. Персональная выставка работ Кончаловского состоялась в СССР лишь после смерти «вождя народов».

Картина «Сирень в корзине» датирована 1933 г. Это непростое время, и не только для России, где как раз прошла коллективизация и под предлогом борьбы с «врагами народа» развёрнуты небывалые по масштабам репрессии. А в Германии нацисты одержали победу на выборах, и вскоре весь мир содрогнётся под тяжёлой поступью «Третьего рейха».

Но из мира, несмотря на кровавые и мрачные со­бытия зловещей эпохи, не исчезла вечная и древняя красота, и об этом напоминает нам Кончаловский своей «Сиренью». Каждую весну цветёт сирень, быст­ро и незаметно вянут и опадают её пышные кисти; но в том и видели своё предназначение художники- импрессионисты, традиции которых воспринял Конча­ловский, чтобы запечатлевать переменчивость мира, чувства, которые она пробуждает.

Композиция картины «Сирень» проста и лако­нична. Кроме букета в корзине, который заполняет практически всё пространство картины, на полотне не изображено никаких других предметов. Легко заме­тить, что изображение ориентировано горизонтально, что оптимально для выбранной композиции.

Посредством цветового контраста чётко разграни­чены основной фон и поверхность, на которой стоит корзина с цветами. Основной фон — бледно-зелёный, с тенями более тёмного оттенка и желтоватыми блика­ми, поверхность — темно-серая, почти чёрная. Своего рода цветовым связующим звеном выступает корзина: зеленовато-серая, она светлее поверхности, но темнее фона.

Художник изобразил на картине кисти сирени раз­ных цветов. Очевидно, букет составлялся продуманно. Две лиловые кисти в центре, одна слева, две справа. Между ними и на переднем плане — ветки с голубо­ватыми цветами. Также в букете есть цветы бледно­сиреневого оттенка и белые. Оживляет букет зелень листьев, местами почти сливающихся с фоном.

В качестве одной из особенностей картины сле­дует отметить нечеткость, размытость изображения. Художник не ставил перед собой задачу чётко изобра­зить отдельные цветки, он стремился, в соответствии с традициями импрессионистов, запечатлеть общее впечатление от букета, от мимолётной цветочной пе­ны, что опадёт через несколько дней…