Третий период развития советской культуры (середина 1950-х – начало 1990-х гг.)
Для этого периода характерно снижение государственного контроля за культурой (по сравнению со сталинской эпохой), что привело к духовному подъему, к отходу от принципов соцреализма в искусстве и появлению разных трактовок отдельных элементов марксизма, разработке новых направлений в науке, а также к возникновению целой контркультуры – «подпольной», или «неофициальной», культуры (диссидентское движение, так называемые «самиздат» и «магнитофонная революция»). Таким образом, в середине 1950-х – начале 1990-х гг. существовало два направления в культуре – консервативное (официальное) и реформистско-демократическое.
В этот период отечественные искусство и наука получают международное признание: лауреатами Нобелевской премии становятся физики Л. Д. Ландау, П. Л. Капица, Ж. И. Алферов, Е. Г. Гинзбург, литераторы Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский, ранее – И. А. Бунин; премии американской киноакадемии «Оскар» получают фильмы С. Ф. Бондарчука «Война и мир», В. В. Меньшова «Москва слезам не верит», уже после распада СССР – Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем».